Фото km.ru: Александр II.
150 лет назад, 19 февраля 1861 года вышел Манифест об отмене
крепостного права, и началась самая масштабная из реформ императора Александра
II. В результате её проведения, крестьяне получили личную свободу, право на
выборное самоуправление, а сельским обществам предоставляли землю, которая
затем распределялась между его участниками.
Интересы помещиков тоже сохранялись. Согласно реформе, крестьяне должны были
выкупать у помещиков свою землю. Выкупившие её назывались крестьянами-собственниками. Крестьяне
могли получить землю и бесплатно, но лишь ¼ определенного законом надела. До выкупа
своих земельных наделов крестьяне, становившиеся временнообязанными,
должны были платить оброк или
отрабатывать барщину в пользу помещика. Основные вопросы крестьянской жизни: ежегодный передел земли, сбор
налогов, взаимоотношения крестьян с помещиками и прочее, по-прежнему
оставались за общиной, где главной
фигурой системы местного самоуправления принадлежала сельскому старосте. 
Фото Анатолия Ковтуна: жетон сельского старосты, переснятый из коллекции Фурдыка Ивана Карповича - краеведа
села Соболёвка.
Таким образом, с отменой крепостного права так и не
исчезли пережитки феодализма. Крестьяне не получили землю в полную
собственность, а значит не могли перестроить свое хозяйство на новый лад. Тем
не менее, царь Александр II вошел в историю под именем
«Освободителя», и, не смотря на сохранявшееся
межсословное неравноправие, они были благодарны своему монарху.
Как свидетельствуют «Подольские епархиальные новости» от 1
августа № 5 1873 года, «…крестьяне местечка Теплика, движимые чувством благодарности к
августейшему Царю-Освободителю, единодушно решили в память 19 февраля 1861 г. построить икону
святого князя Александра Невского, которая бы грядущим потомкам напоминала о
великом дне освобождения крестьян. Изображение святого благоверного князя
Александра Невского занимает середину (ред. киота), по сторонам его, в меньшем виде
изображены: славянские Апостолы, с правой стороны святой Мефодий, а с левой
святой Кирилл, выше Мефодия изображение Спасителя, посылающего 12 Апостолов на
всемирную проповедь, а выше святого Кирилла изображение святого Андрея первозванного, водружающего крест на
горах киевских».
Сегодня многие здравомыслящие люди задают себе вопрос о том, освободились ли мы от рабства окончательно, или его «тысячелетний
синдром» продолжает в нас жить? К сожалению, положительного ответа на этот вопрос нет. Уж слишком часто в реальной жизни мы наблюдаем
сцены напоминающие отношения давно минувших дней.
А что думаете вы, уважаемый читатель?
|