
Анатолий Сумишевский
Сегодня, 13 февраля 2022 года, исполняется 95 лет со дня рождения Марии Наумовны Винник. Близкие зовут её просто – Маня Винник. Лично для меня это человек, благодаря которому я узнал долго скрываемую довоенную и военную историю Теплика.
Страницы, с которыми мне удалось познакомиться, произвели на меня ошеломляющее впечатление. Многие факты из истории военного Теплика из публикаций Мани Винник я узнал впервые.
Чтобы читателю был понятен масштаб вреда нанесенного коммунистическим руководством Теплика и перепуганными молчунами, скажу, что даже в годы независимой Украины некоторые мои ровесники не знали о существовании во время оккупации в Теплике еврейского гетто. Поверьте, знаю, о чём говорю. О том, в каких условиях жили обитатели гетто – они не знали тоже. А еще в советские времена почти никто из людей моего окружения ничего не знал о расстреле тепликских евреев 27 мая 1942 года. Это ныне каждый год на «Салотопке» - месте расстрела тепликских евреев, помянуть невинно убиенных собираются люди. Среди них, слава Богу, много детей, что, безусловно, очень важно, потому что после нас именно они будут рассказывать своим детям о трагедии 1942 года.
В годы моего детства и юности поминать погибших люди собирались полулегально. Вроде бы местные власти и не запрещали, но и ничего не говорили. Я помню людей, собиравшихся возле местной гостиницы. Но тогда, мне, советскому пацану и в голову не могла прийти причина этих собраний. Не так давно я разговаривал с товарищем, уже много лет не живущим в Теплике, и наш разговор как-то сам собой вышел на эту дату – 27 мая 1942 года. Он мне поведал факт, заставивший еще раз серьёзно задуматься. В этот день его мать-еврейка в тайне от своих детей убегала на поминальную встречу. Дикие времена! Люди боялись говорить о преступлениях фашистов даже своим родным детям!
Впервые о расстреле тепликских евреев я узнал от соседа – Скрынника Евгения Ивановича. Тогда мне было около шести лет. Сказанное Евгением Ивановичем на всю жизнь осталось в моей голове. Так часто бывает в жизни, когда старики дружат с маленькими детьми. Я был любопытным ребенком, и дед Женя часто, ничего не скрывая, рассказывал мне о войне. И о создании с позволения немцев госпиталя для советских военных летчиков, и о тепликском гетто, и о тифозном бараке, в котором спасали от смерти евреев и раненых советских офицеров. К сожалению, ничего он не говорил о тех, кто предал своих и пошёл на службу немцам.
Вторым человеком, поведавшим мне о расстреле тепликских евреев, стала бабушка моей соседки Козачинская баба Нина. Она рассказала о том, как их, молодых 16-18 летних девчонок украинские полицаи послали на следующий день после расстрела забрасывать могилы забитые трупами накануне расстрелянных людей. Её слова о том, что они увидели над «дышащими» могилами густую кровавую пену меня потрясли. Только сегодня я понимаю, что мне очень повезло. Не всем детям взрослые рассказывали такую правду о военном Теплике.
Еще одно открытие произошло, когда совершенно случайно я прочитал на каком-то еврейском сайте воспоминания Мани Винник о войне. Здесь меня ожидало совершеннейшее открытие. Столько об оккупации немцами Теплика, о гетто, о концлагере и побеге из него я никогда раньше не читал. Естественно, я тут же опубликовал её воспоминания «Как я выжила» на своём сайте. Мне стало интересно всё, что связано с именем этой легендарной женщины. Безусловно, мне были очень приятны воспоминания о разговорах моего покойного друга Абрама Шулимовича Кушнира с Маней Винник. И, конечно же, я не мог пропустить её запоминающееся выступление во время теле-трансляции во всемирный День Холокоста из Яд Вашема. С огромным удовольствием в этот знаменательный день я присоединяюсь к поздравлениям Марии Наумовны. Будьте здоровы, уважаемая Мария Наумовна! Счастья Вам!
|