
Анатолий Сумишевский
Находясь долгое время в другой стране я как-то уже подзабыл о том, что когда-то достаточно сильно меня взволновало. Собираясь еще в советские времена на Север я был очень молодым и совершенно не думал о том в какие края меня забросит судьба. Даже когда я там оказался, в голову не сразу пришли мысли о том, что видела эта земля совершенно недавно. Только в 90-е, когда когда-то могучая страна взорвалась, в печати стали появляться статьи и фотографии с тех мест и о тех местах, о которых я не ведал ни сном, ни духом. Первые публикации со страшными фотографиями брошенных лагерей, поездов, мостов, кладбищ, с повылезавшими из земли гробами младенцев потрясли всех. Значительно позже этих «открытий», создав виртуальный «Музей славы», сайт, где школьники публиковали статьи о своих дедах и прадедах, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и сидевших в сталинских лагерях, я понемногу начал публиковать материалы о лагерях 501 и 503 строек, где во все времена года, не взирая на погодные условия работали советские и немецкие зека, строившие железную дорогу Салехард-Игарка.
Сегодня, совершенно случайно увидев в Интернете фото «Мёртвой дороги» я решил вернуться к всегда волновавшей меня теме и познакомить тех, кто совершенно не имеет представления о том, где сидели наши с вами предки, с гигантской стройкой сороковых годов, заброшенной после смерти «великого кормчего», за что, собственно, она и получила название «Мёртвой дороги».
Для подробного знакомства с темой предлагаю вам, уважаемые читатели, материал сообщества «Мёртвые города».
«Строительство железной дороги вдоль Северного полярного круга Салехард - Игарка, известной также как "мертвая дорога", можно считать одним из самых грандиозных проектов ГУЛАГа. 22 апреля 1947 Совет Министров в Секретном постановлении за №1255-331-сс принял решение приступить о строительстве крупного морского порта в Обской губе в районе Мыса Каменный и железной дороги от ст. Чум (южнее Воркуты) до порта. Необходимость строительства железной дороги была вызвана двумя причинами: экономической - освоение северных территории, богатых полезными ископаемыми и военно-стратегической - защита Арктического побережья. Идея строительства принадлежит самому Сталину: "Надо браться за Север, с Севера Сибирь ничем не прикрыта, а политическая ситуация очень опасная". Строительство было поручено вести Главному управлению лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), входившего в систему ГУЛАГа. Основной рабочей силой были заключенные и ссыльные. Вольнонаемные составляли незначительное число и занимали в основном руководящие должности.
К концу 1948 г. была построена ветка Чум - Лабытнанги (поселок в устье Оби) протяженностью 196 км. К этому же времени выяснилось, что в районе мыса Каменного сооружение морского порта невозможно из-за гидрогеологических особенностей. Однако от идеи создания заполярного порта на трассе Севморпути не отказались. Было предложено перенести порт в район Игарки (север Красноярского края), для чего требовалось продолжить линию Чум - Лабытнанги на восток. Были созданы два управления строительства: №501 с центром в Салехарде и №503 в Игарке (управления имели номера, поскольку строительство было засекреченным). Строительство железной дороги велось навстречу друг другу.
По архивным источникам приблизительное количество заключенных на всей трассе Салехард - Игарка колебалось от 80 до 100 тысяч. Несмотря на суровые природные условия: морозы под 50 градусов, болота, бездорожье, гнус, дорога возводилась быстрыми темпами. К началу 1953 г. было построено около 800 км из запроектированных 1482 км. На западном отрезке полностью была построена ветка Чум - Салехард. От Салехарда до Надыма было открыто рабочее движение. На центральном участке - от р. Большая Хетта до р. Пур было уложено 150 км земляного полотна. На восточном участке - от Ермаково до Янова Стана на р. Турухан - было открыто рабочее движение. На реках Обь и Енисей действовала паромно-ледовая переправа. Оставался недостроенным центральный участок стройки - между Пуром и Тазом. В 1953 г. вскоре после смерти Сталина, правительством было принято решение о консервации стройки и последующей ее ликвидации.
В отличие от других "великих строек коммунизма" Северная железная дорога оказалась мертвой дорогой. На строительство было затрачено несколько миллиардов рублей. На ее ликвидацию только в 1953 г. было потрачено 78 млн. р. (по ценам того времени). Но огромное количество материальных ценностей так и не удалось вывезти (из-за удаленности от населенных пунктов и отсутствия транспорта). Многое из оборудования, мебели, одежды уничтожалось на глазах жителей ж.-д.поселков. Остались брошенные паровозы, опустевшие бараки, километры колючей проволоки и тысячи погибших заключенных-строителей, цена жизни которых не поддается никакой бухгалтерии.
Сейчас ж.-д. трасса Салехард - Игарка подобна зоне из кинофильма А.Тарковского "Сталкер": вечная мерзлота искорежила рельсы, вздыбила мосты, размыла насыпи, разрушила бараки, опрокинула паровозы».






Фото: заброшенные поезда и лагеря 501-й и 503-й строек

Фото: заключенные 501 стройки. Немецкие военнопленные на строительстве дороги Салехард-Игарка







Фотографии Интеллектуального центра г. Ноябрьска ЯНАО
|